postheadericon Сестринская педагогика

Функции медицинской сестры в настоящее время расширяются благодаря реформам в здравоохранении. При этом одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности является сестринская педагогика — передача пациенту и его родственникам необходимых знаний, умений и навыков.

Эффективность сестринского процесса напрямую зависит от грамотности и профессионализма медицинской сестры. Когда пациент утрачивает способности к самообслуживанию, на помощь приходит медицинская сестра. Но не только для того, чтобы помочь произвести необходимые действия. Гораздо более важная задача медицинской сестры — обучить пациента в сложившихся условиях самому себя обслуживать.

Таким образом, одна из основных функций медицинской сестры — обучение, проводящееся в различных жизненных сферах.

Сферы обучения пациента

Познавательная сфера — способность к восприятию нового, анализу и синтезу, абстрактному мышлению, способности отличать приоритетную информацию от второстепенной.

Эмоциональная сфера — ответственна за настроение пациента в измененных условиях жизни, проявляется в зависимости от свойств личности (добросердечия или злобности, впечатлительности или черствости и т.п.). При наблюдении за пациентом медицинская сестра отмечает изменения внешнего вида и поведения пациента.

Психомоторная сфера — способность пациента к обучению новым навыкам благодаря своей умственной и мышечной деятельности, психологическая, физическая и эмоциональная готовность к обучению.

Социально-психологическая сфера — сложившаяся гражданская позиция пациента, личностные и интеллектуальные способности, умение правильно оценить ситуацию и собственные силы, выносливость, отношение к процессу обучения.

В педагогической ситуации, т.е. при обучении пациента и/или его родственников, сами обучаемые моут выполнять следующие функции:

  • пассивное, созерцательное освоение информации — медицинская сестра преподает пациенту и его семье готовый набор информативных уроков? используя такие методы, как сообщение, разъяснение, показ, требование выполнения действий;
  • самостоятельный поиск и активное использование информации — пациент самостоятельно ищет и осваивает информацию на основе собственных интересов под наблюдением и руководством медицинской сестры;
  • направленный поиск и использование информации, организуемый извне — медицинская сестра на основе интересов пациента осуществляет необходимый отбор информации и ее использование совместно с самим пациентом и/или его родственниками.

Содержание обучения

Основное направление в содержании обучения пациента — сохранение его здоровья и поддержание максимально комфортного качества жизни. Для медицинской сестры важно разбираться в новых технологиях обучения, уметь определять приоритетные задачи обучения, использовать понятные для пациента и его семьи термины. Исходя их всего этого, можно определяться, чему и как обучать.

В процессе обучения следует определить последовательность, систематичность, глубину подаваемых знаний соответственно способностям и возможностям обучаемых.

Основное содержание сестринской педагогики — формирование умений и навыков обращения с предметами ухода, помощь в овладении навыками самоухода и принципам оказания неотложной помощи. При этом пациенты должны активно вовлекаться в практическую деятельность. Такой подход способствует скорейшему формированию необходимых навыков и формирует новые потребности и интересы.

Планирование и оценка эффективности и качества обучения

Сестринская педагогика предполагает организацию процесса обучения медицинской сестрой. Весь процесс должен состоять из формулировки мотива обучения, построения его плана, реализации и контроля и оценки результата. Планирование процесса обучения проводится совместно с пациентом, исходя из его индивидуальных возможностей и наиболее приемлемого времени для обучения.

Задачи медицинской сестры:

  • создание учебных ситуаций;
  • постановка однозначных ясных задач перед пациентом или обучаемым с учетом подходящего темпа обучения;
  • постоянный контроль деятельности обучаемых, постепенно переводимый в самоконтроль;
  • поощрение активного участия обучаемого в решении задач, нахождении быстрых и неординарных решений.

Эффективность обучения пациента и его родственников определяется достижением поставленных в плане целей.

Важнейшим навыком для медицинской сестры в процессе сестринской педагогики считается коммуникативный. Большую роль играют знания в области психологии, а также такие личностные качества, как такт, терпение, оптимизм, настроенность на положительный результат.

Реклама
«Сестра» ВКонтакте
«Сестра» на FaceBook
«Сестра» в google+
↓
Для любых предложений по сайту: [email protected]